Анализ стихотворения

Анализ стихотворного произведения (примерный вариант)

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История созданиястихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
  3. Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, песня, сонет и т.д.
  4. Тема, идея/ о чем стихотворение /основная мысль/. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).Категория пространства.
  6. Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
  7. Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают?
  8.  Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:
  • подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов;
  • проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.

Какую лексику использует автор (бытовую, повседневную//литературную, книжную //публицистическую //архаизмы, устаревшие слова).

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры): антитеза, градация, инверсия, повторы/рефрен, риторический вопрос, обращение,умолчание.Какие преобладают предложения: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Поэтическая фонетика: использование звукоподражаний, звукописи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи (аллитерация - повторение одинаковых согласных; ассонанс - повторение гласных).Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

    1. Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.

Размер:

 акцентный стих;

 _ _' _ амфибрахий;

 _ _ _' анапест;

 верлибр (свободный или белый стих);

 '_ _ _ дактиль;

 дольник;

 '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;

 _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма: аабб - парная;            абаб - перекрёстная;    абба - кольцевая.

    1. Мое восприятие этого стихотворения.
    2. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Шаблон анализа лирического стихотворения

Средства художественной выразительности

ТРОПЫ         

ПРИМЕРЫ

Эпитет - художественное определение    

Куда ты скачешь, гордый конь?

прозрачная дева

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.     

Яркий, как солнце, ...

 

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы    

Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» - вместо «лев»

 

Ирония - скрытая насмешка.         

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота - художественное преуменьшение.преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.      

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

«Мужичок с ноготок»

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление        

... Сто сорок солнц закат пылал;

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.          

"Отговорила роща золотая".

"Душа поёт, река играет".

 

Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

 

 

 

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются     

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

 

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.      

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья

 

Синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот  

 

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

 

ФИГУРЫ    

Примеры

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

анафора - единоначатие

 

 

эпифора - единство концовок

 

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

 

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

 

 

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

 

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости   

пришел, увидел, победил

 

Антитеза - потивопоставление     

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма    

я за свечкой – свечка в печку

 

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов           

 

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

 

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений   

молодым везде у нас дорога,

 

старикам везде у нас почет.

Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей. 

Изумительный наш народ.

 

Каламбур – игра слов         

Шел дождь и два студента.

Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий        

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

 

 Рифма:

Кольцевая

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.

 

Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):

  • антитеза/противопоставление;
  • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
  • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.