Анализ стихотворного произведения (примерный вариант)
- Автор и название стихотворения.
- История созданиястихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
- Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, песня, сонет и т.д.
- Тема, идея/ о чем стихотворение /основная мысль/. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).Категория пространства.
- Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
- Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают?
- Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:
- подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов;
- проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.
Какую лексику использует автор (бытовую, повседневную//литературную, книжную //публицистическую //архаизмы, устаревшие слова).
Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры): антитеза, градация, инверсия, повторы/рефрен, риторический вопрос, обращение,умолчание.Какие преобладают предложения: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Поэтическая фонетика: использование звукоподражаний, звукописи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи (аллитерация - повторение одинаковых согласных; ассонанс - повторение гласных).Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
- Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая.
- Мое восприятие этого стихотворения.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Шаблон анализа лирического стихотворения
Средства художественной выразительности
ТРОПЫ |
ПРИМЕРЫ |
Эпитет - художественное определение |
Куда ты скачешь, гордый конь? прозрачная дева |
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. |
Яркий, как солнце, ...
|
Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы |
Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» - вместо «лев»
|
Ирония - скрытая насмешка. |
Откуда, умная, бредешь ты, голова? |
Литота - художественное преуменьшение.преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «Мужичок с ноготок» |
Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление |
... Сто сорок солнц закат пылал; «реки крови», «море смеха» |
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ. |
"Отговорила роща золотая". "Душа поёт, река играет".
|
Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. |
|
Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются |
мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…
|
Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. |
Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья
|
Синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот
|
белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? |
Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения |
автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
|
ФИГУРЫ |
Примеры |
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Разновидности повторов: анафора - единоначатие
эпифора - единство концовок
|
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь.
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости |
пришел, увидел, победил
|
Антитеза - потивопоставление |
Где стол был яств, там гроб стоит |
Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма |
я за свечкой – свечка в печку
|
Бессоюзие - намеренный пропуск союзов
|
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… |
Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…
|
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений |
молодым везде у нас дорога,
старикам везде у нас почет. |
Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей. |
Изумительный наш народ.
|
Каламбур – игра слов |
Шел дождь и два студента. |
Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий |
живой труп, пожар льда, гигантский карлик. |
Умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. |
|
Рифма:
Кольцевая
Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
Точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.
Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.
Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.