Словари и справочники

Категория: Методическая копилка Автор: Полунина Ольга Алексеевна

Краткий словарик литературоведческих терминов.

 Антитеза – стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений.

1) Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог!

2) Не может быть в хорошем спектакле превосходный Сальери при плохом Моцарте.

3) Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан. (Б. Пастернак)

4) Как мало пройдено дорог,

Как много сделано ошибок. (С. Есенин)

5) Сам толст, его артисты тощи. (А.С. Грибоедов)

6) К добру и злу постыдно равнодушны. (М.Ю. Лермонтов)

7) И ненавидим мы, и любим мы случайно. (М.Ю. Лермонтов)

Ассонанс – повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.

Гипербола – намеренное чрезмерное преувеличение.

Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков.

Анафора – единоначатие, повтор слов или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Люблю твой строгий, стройный вид. (А.С. Пушкин)

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников). (Анафора + синтаксический параллелизм)

Клянусь его последним днем… (М.Ю. Лермонтов)

Асиндетон (бессоюзие) – пропуск союзов между однородными членами, придающей художественной речи компактность, стремительность, динамичность.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин) (асиндетон + звукопись)

Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин) (асиндетон + риторическое обращение)

Звукопись – система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин) (Звукопись + асиндетон)

Именительный представление – образ раннее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением.

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.

Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)

Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.

Владелец нищих мужиков. (А.С.Пушкин)

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот. (Ф.И.Тютчев)

Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

1) Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

 Тут остов чопорный и гордый... (С.А.Пушкин)

2) На гротеске построены повесть Н.В. Гоголя "Нос", поэма "Мертвые души", роман М.Е.Салтыкова -Щедрина "История одного города", пьесы В.В. Маяковского "Клоп", "Баня"

Зевгма - фигура речи, заключающаяся в подчинении одному члену предложения двух или нескольких других членов предложения, из которых не все соотносятся с ним по смыслу

Каламбур – игра слов.

Нет, лучше посох и сума. (А.С.Пушкин) (каламбур + метонимия)

Люди утешены этой  наукой.

Станет мукой, что было тоской?

Нет, лучше мукой! (М.И. Цветаева)

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой (А.С.Пушкин)

Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.

В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А.Некрасов)

За деревьями тянутся вдоль. (Б.Л.Пастернак)

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Золотыми звездами в снег. (С.А.Есенин)

Цветут на взморье около камней. (М.Волошин)

10) Здесь лапы у елей дрожат на весу. (В.С.Высоцкий)

11) Сосны подняли в небо свои золотистые свечи. (М.Горький)

12) Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез. (Н.А.Некрасов)

13)  Жизни гибельный пожар. (А.А. Блок)

14) И Гамлет, мысливший пугливыми глазами. (О.Э. Мандельштам)

15) Живая колесница мирозданья. (Ф.И.Тютчев)

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)

И ты, послушный им народ. (М.Ю.Лермонтов)

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов. (Б.Пастернак)

Нет, легче посох и сума. (А.С.Пушкин) (Каламбур + метонимия)

10) Трещит затопленная печь. (А.С.Пушкин) (содержимое и содержащее)

11)  Смелость города берет. (носитель свойства и свойство)

12) Мужик … Белинского и Гоголя с базара понесет. (Н.А.Некрасов) (творение и творец)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев)

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгин

Дыханьем ночи обожгло. (А.А.Фет)

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона. (С.А.Есенин)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.

Я, богатая, была бедна. (М.И.Цветаева)

О чужая и родная

Мать и мачеха земля! (Д.С. Мережковский) (Риторическое восклицание + оксюморон)

10)  Худой мир лучше доброй ссоры.

11)  Убогая роскошь наряда. (Н.А.Некрасов)

12) Ей весело грустить, такой нарядно обнаженной. (А.А.Ахматова)

13) Выйти сухим из воды

Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи.

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Сквозь сон встречает утро года. (А.С.Пушкин)

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей. (А.С.Пушкин)

Парцелляция – фигура мелодики речи, при которой части единого предложения интонационно обособляются как самостоятельные предложения.

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А.С.Грибоедов)

Полисиндетон (многосоюзие) – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С.Пушкин)

Персонификация – представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека.

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.

И где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин)

Что с деревьев листья улетели? (Н.Рубцов)

Риторической восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.

Никто из вас давно не любит! (А.А.Блок)

О чужая и родная

Мать и мачеха земля! (Д.С. Мережковский) (Риторическое восклицание + оксюморон)

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.

Известной подлостью прославленных отцов… (М.Ю.Лермонтов)

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С.Пушкин) (Полисиндетон + риторическое обращение)

Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин) (Риторическое обращение + асиндетон)

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.

Тунгуз, и друг степей калмык. (А.С.Пушкин)

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф).

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.А.Блок)

Как много сделано ошибок.(С.А.Есенин)(Синтаксический параллелизм + антитеза)

Дунечка матушке челом бьет.

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников) (Синтаксический параллелизм + анафора)

Цвет поблекнул, звук уснул;

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул. (Ф.И.Тютчев)

Уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.

Над дорогой моей засветил. (С.А.Есенин)

В моей черной и дикой судьбе. (А.А.Блок)

Земля дымится, словно щей горшок. (Б.Л.Пастернак)

Фразеологизм – устойчивые обороты языка, которые не создаются, а воспроизводятся в речи.

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемое из контекста.

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – свое. (М.И.Цветаева)

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Березовым веселым языком. (С.А. Есенин) (Эпитет + олицетворение)

Проскакал на розовом коне. (С.А.Есенин)

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз.

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь. (В.В.Маяковский)