Имена выдающихся русских лингвистов известны не так, как, например, имена великих физиков. Однако каждый из них внес в науку о языке заметный вклад.

Ломоносову принадлежит заслуга в разработке научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей». Последняя сыграла важную роль при создании нового литературного языка. Ученый разделил язык на три стиля: высокий, посредственный (средний) и низкий. Высокий стиль предназначался для написания од, героических поэм, торжественных «слов о важных материях». Средний - для языка театральных пьес, сатир, стихотворных дружеских писем. Низкий стиль - стиль комедий, песен, описаний «обыкновенных дел». При его использовании запрещалось употреблять церковнославянские слова, предпочтение отдавалось собственно русским, нередко простонародным словам.

 

Н.М. Карамзин(1726 - 1826) - русский писатель, историк, выступил против широкого употребления церковнославянизмов в литературной речи, заимствований из французского языка, он осуждал салоны, в которых французская речь звучала чаще, чем русская.

В поисках языковых средств для новых понятий он применил калькирование (буквальный перевод), использование переводных и русских слов в новых значениях; ввёл в русский язык такие слова как: предмет, промышленность, трогательный, развитие и многие другие. Он сыграл значительную роль в истории русского литературного языка - он сблизил русский язык и разговорную речь. Представителей его взглядов называли карамзистами.
 

Владимир Иванович Даль (1801 -- 1872) -- русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению, почетный член Академии по Отделению естественных наук. Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

 

Заслугой другого видного русского языковеда, поэта и переводчика - А.Х. Востокова (1781-1864) - является создание учебных книг по русскому языку, таких как «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831), которая переиздавалась 15 раз, и «Русская грамматика… полнее изложенная» (1831 г.), переиздававшаяся 11 раз. В «Русской грамматике» ученый осуществил «перебор всего русского языка», рассмотрел его грамматические особенности на уровне науки своего времени.

 

А.А. Потебня (1835-1891) - выдающийся русский и украинский филолог, при жизни прославившийся невероятной эрудированностью. Будучи совсем молодым, ученый написал монографию «Мысль и язык» (1862), в которой рассматривалась связь между языком и мышлением. Его основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4 томах - посвящен сопоставительному анализу украинского и русского языков, истории основных грамматических категорий, сопоставительному изучению синтаксиса восточнославянских языков - русского, украинского и белорусского.

 

А.А. Шахматов (1864-1920) - один из самых выдающихся филологов рубежа XIX-XX вв. Свои научные интересы он в основном сосредоточил в области истории и диалектологии славянских языков. Шахматов посвятил более двух десятков работ проблеме происхождения языков восточнославянской группы. В последние годы жизни он читал в Петербургском университете курс синтаксиса русского языка, по рукописным материалам которого после смерти автора был издан знаменитый «Синтаксис русского языка». К этому труду восходят многие современные синтаксические теории.

 

Л.В. Щерба (1880-1944) - выдающийся русский языковед и педагог - призывал к наблюдениям над живыми фактами языка и речи, к размышлениям над ними. Его работа «О частях речи в русском языке» (1928), в которой он выделил новую часть речи - слова категории состояния, - наглядно показала, какие грамматические явления скрываются за знакомыми для большинства терминами «существительное» и «глагол».

Щерба - создатель ленинградской фонологической школы. Он одним из первых обратился к лингвистическому анализу языка художественных произведений. Его перу принадлежат два опыта лингвистического толкования стихотворений «Воспоминание» Пушкина и «Сосна» Лермонтова.

 

В.В. Виноградов (1895-1969) - выдающийся русский филолог и педагог. Его имя вошло в историю культуры не только нашей страны, но и всего мира. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических наук: истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Его книги «Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль Пушкина», «Стиль прозы Лермонтова» представляют огромный интерес и для специалиста-филолога, и для абитуриента.

Значительными являются заслуги Виноградова в области лексикологии и фразеологии. Он создал классификацию типов лексического значения слова и видов фразеологических единиц, которыми пользуются до сих пор в вузах. Многим Виноградов известен как создатель и главный редактор журнала «Вопросы языкознания», как президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Научное наследие ученого чрезвычайно обширно и разнообразно по проблематике. Им создано более 250 работ. Одно из центральных мест среди них занимает монография «Русский язык. Грамматическое учение о слове». Это самое глубокое исследование морфологии современного русского языка. Работа удостоена Государственной премии в 1951 г. Многие зарубежные академии наук избирали Виноградова своим членом.

 

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873 -- 1942) - К моменту работы над словарём Д.Н. Ушаков был известен своими работами по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 году книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи. В этом труде Д.Н. Ушаков впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии, а в 1917--1918 годы он стал активным участником составления проекта орфографической реформы.

Работа по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка» велась Д.Н. Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в XX веке. Этот словарь отнесён специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX--XX веков, то есть таких, без которых картина современного русского языка будет неполной. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

 

 

Екатерина Мурашова «Одно чудо на всю жизнь».

Главные герои повести – дети, но какие разные! Умные, талантливые, благополучные (кто более, кто менее), но, тем не менее, одинокие и разобщенные ребята из гимназии - они так мало знают друг о друге, им никто не нужен, каждый живет сам по себе и должно произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы они наконец-то посмотрели друг на друга, пообщались и подружились…

 

Екатерина Мурашова повести «Барабашка – это я» и «Он никогда не вернется».

Главный герой первой повести - Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он. Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других. Сенька учится медленно, трудно, через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью и Воронцовым о жизни, истории, книгах. Ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?».

 

Екатерина Мурашова «Обратно он не придет»

В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала. Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра.

 

Марины Аромштам «Когда отдыхаю ангелы»

Это книга о первой учительнице и о детях. О том, что надо иногда давать своим ангелам отдохнуть – чтобы они могли не бояться за нас и полететь туда, где они в этот момент нужнее. Каждый раз, когда мы делаем что-то плохое, наш ангел находится рядом, чтобы исправлять последствия наших поступков, чтобы помогать нам. А в этот момент, может, происходит ужасная катастрофа и нужно много-много ангелов, чтобы спасти людей, и, может быть, именно твоего ангела не хватило.

 

Владимир Железников «Чучело-2, или Игра мотыльков»

Герои повести, несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.

 

Альберт Лиханов «Никто»

Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный характер. Но этого растущему человеку мало. Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.

 

Ульф Старк «Пусть танцуют белые медведи»

Труднее всего разобраться в себе самом. По большому счету на вопрос «Кто я?» человек ищет ответ всю жизнь, и в идеале кто-то должен ему помочь в этом поиске. Но подростку Лассе – герою этой книги шведского писателя – пришлось разбираться с такими проблемами самостоятельно.

 

Ульф Старк. «Чудаки и зануды»

Эта книга – история девочки-подростка, начавшаяся с простого недоразумения, как снежный ком обрастает все новыми и новыми сложностями, но, к счастью, хорошо кончается. Ульфу Старку удалось написать повесть о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но все вокруг исполнено глубокого смысла, нужно только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, – исподволь внушает автор.

 

Сильвана Гандольфи «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира».

Странная история про бабушку, которая превратилась в гигантскую альдабрскую черепаху. Удивительная история о том, как десятилетняя девочка продолжает любить свою бабушку, несмотря на более чем непривычный вид. Романтическая история про то, как вечное искусство Шекспира помогает ребенку и старой женщине понимать друг друга. История о том, как взрослым проще всего поместить стареющую мать в сумасшедший дом, а не пытаться устроить ее жизнь так, как той хочется.

 

Тамара Михеева «Легкие горы»

Книга об усыновленной девочке 8–9 лет, об обретении семьи, о жизни небольшой деревни и жизни девочки в городе Лесногорске… Книга светлая, неприятного осадка не оставляет.

 

А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза»

Герои книг — современные дети, не представляющие себя без интернета и социальных сетей. «Правдивая история Деда Мороза» — своеобразный «обзорный пробег» по истории России XX века, «Время всегда хорошее» — фантастическая повесть о том, как мальчик из 1980 года и девочка из 2018 поменялись местами и что из этого вышло.

 

Николай Назаркин «Изумрудная рыбка», «Мандариновые острова»

Герои этих книг подолгу живут в больнице. Никто из них не выписывается оттуда навсегда. Все рано или поздно возвращаются. Писатель едва упоминает диагнозы, совсем не описывает болезненных процедур, больничной тоски и страхов, его интересует жизнь: занятия, приметы, привычки и фантазии неунывающих пациентов детской больницы.

 

Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»

Эта книга важна не только для инвалидов, но и для здоровых людей, чтобы они понимали, как надо ценить жизнь, как относиться к тем, кого постигло несчастье, как важно не терять присутствия духа даже в самых сложных обстоятельствах, в которые может попасть любой человек – самый здоровый, самый сильный, самый красивый. Способность к состраданию – одно из лучших человеческих качеств. Ирина желает всем нам мужества. Это – прекрасное пожелание и для больных, и для здоровых.

 

Дина Сабитова «Три твоих имени», «Где нет зимы».

Обе книги про сирот, про детские дома, про усыновление. В повести «Три твоих имени» девочка из неблагополучной семьи оказывается в детдоме, переживает предательство одной приемной семьи и в результате обретает другую. В повести «Где нет зимы» у брата с сестрой умирает мама, они попадают в приют, но ненадолго, а потом учатся жить самостоятельно в своем Доме. Повествование ведется от разных действующих лиц, в том числе неодушевленных. Книги Сабитовой светлые, без ужасов сиротства и «настоящей» правды жизни.

 

М. Самарский. «Радуга для друга»

Сашка – новый подопечный Лабрадора Трисона. Да-да, подопечный, именно так пес называет людей, которым помогает. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык, не нападать на людей, сыграл с псом злую шутку... Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!

 

М. Самарский. «Формула добра»

Если ты собака-поводырь, то привередничать на работе тебе не к лицу. Вот и лабрадор Трисон поступил на службу к весьма необычной подопечной. Со слепой старушкой не побегаешь, не поиграешь, но он отлично справлялся со своей задачей, несмотря ни на что. Правда, скоро все изменилось, судьба преподнесла сюрприз. И верный помощник попал к совсем другим хозяевам. Поводырь стал… охранником! Казалось, быть на страже в детском садике – легче легкого, пока там не произошло страшное событие. Однако Трисон не простой пес, поэтому даже в критической ситуации смог показать себя с лучшей стороны!

 

Наталья Евдокимова. «Лето пахнет солью»

Лето… Это время почти у всех ассоциируется с морем, долгожданными каникулами на шумном морском побережье, толпами отдыхающих, новыми друзьями и конечно первой любовью. А для этого можно просто сесть на поезд и отправиться в Крым, снять комнату в частном домике недалеко от пляжа и чувствовать себя совершенно счастливым… В книгу вошли восемь рассказов и повесть «Отдыхающие».

 

Вадим Фролов. «Что к чему»

Повесть Вадима Фролова (1918–1994) написана в середине 1960-х годов, в пору «оттепели», когда стал возможным раз говор с юным читателем на закрытые прежде темы. Это касалось не только политической истории: теперь на долю героя подростковой книги могли выпасть вполне серьёзные сердечные переживания – слабодушие и измена близких людей, любовь и первые «томления плоти»... И говорилось об этом серьёзно и прямо – так, как в повести Фролова «Что к чему».

 

Анна Никольская. «Апокалипсис Антона Перчика»

Антон Перчик – оболтус и эгоист – попадает в автомобильную аварию. Придя в сознание в заброшенном сельском госпитале, он узнает о чудовищном метеоритном дожде, обрушившемся на Россию. Выжившие поражены страшным вирусом, принесенным из космоса. Антону предстоит пройти долгий путь для того, чтобы спастись самому и спасти своих новых друзей, найти брата и родителей, а также выяснить, была ли катастрофа случайной. За ширмой головокружительного триллера прячется по-настоящему умная и завораживающая история, адресованная не только тинейджерам, но и их родителям.