Я – учитель.

    Каждый день я вхожу в класс, чтобы… Раскрыть это «чтобы» только на первый взгляд легко, но на деле нужно пересмотреть каждую деталь, каждое слово, каждый урок в своем педагогическом багаже…

    Любая река имеет свой исток, для любого учителя этот исток -  его желание стать учителем. «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он, должен быть и не может быть иным…» - со словами Л.Н. Толстого трудно не согласиться.  Я могу быть учителем –  в это я поверила еще в институте. Мы, студенты 3 курса, пришли на свою первую педагогическую практику в среднюю школу, которую я окончила два с половиной года назад. Представляете мое внутреннее (нет, не волнение!) землетрясение: вчера – ученица, сегодня – учитель (пусть не совсем пока еще). И теперь помню  свой первый урок в 7 классе, тема которого – «Образ бабушки в повести М. Горького «Детство» … Дети меня услышали! Спасибо здесь нужно сказать наставнику Панову Б.Т., который умел похвалить, чтобы ты мог расправить крылья, поверить в себя, и … интеллигентно указать на ошибки. Так было сделано первое «педагогическое открытие»: слово, особенно сказанное на уроке, имеет большую силу, потому что открывает перед маленьким человеком огромный мир, а значит, оно должно быть образным, эмоциональным, доступным (но не примитивными)…

     Маленький ручеек, собрав воды многих притоков, становится полноводной рекой... И учителем не становятся с получением диплома о высшем образовании – еще большему предстоит научиться. Как в моей истории «научения» определить главное? Какие эпизоды назвать второстепенными?        

    Уже в первые годы работы в школе я определила для себя, что главным на уроке является ученик, потому что он – в начале своего долгого пути. Ученика необходимо убедить, что «на земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». В современном мире часто понятие «умный» равнозначно понятию «знающий».  Научить учиться – одна из самых главных и самых сложных задач, которая стоит передо мной как учителем. Открывая лабиринты русской грамматики и глубины философии русской классической литературы, важно не дать готовый материал, а показать способы, пути, по которым можно пройти, чтобы каждый ученик открыл для себя новое, сделал свой шаг вперед. А для этого необходимы задания, упражнения, вопросы развивающего характера. Но умения и навыки ученика не растут сами по себе – это огромная работа учителя. И сильному, и слабому ученику нужно помочь пройти по дороге знаний, следовательно, учебный материал должен иметь дифференцированный  характер.  И с годами работы в школе я поняла: чем слабее класс, тем сложнее и более ответственна здесь роль учителя. В каждом отличнике и каждом нерадивом ученике живет человек, мир которого уникален.  Разумная требовательность, честность, последовательность и открытость действий помогают мне увидеть  положительное в каждом ученике, открыть (часто и для него самого!) сильные стороны личности.

      Но просто знания из той или иной области наук еще не формируют Человека, еще не открывают огромного мира, где много не только прямых дорог, но и еле заметных тропинок. И чтобы не сбиться с пути на распутье, нужны не только орфограммы и пунктограммы, фабулы прочитанных произведений и списки главных и второстепенных персонажей. Культура жизненного самоопределения имеет несколько составляющих: духовное начало, нравственные категории, гражданское воспитание. «Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» - повторяю я вслед за Ф.М. Достоевским. И на уроках русского языка, и на уроках литературы мы вместе с детьми эту тайну постигаем. И чем больше знаний о Человеке мой ученик сможет почерпнуть из книг, учебников, тем легче он будет разбираться в других людях и в себе. Это знание, не имея ни государственных, ни национальных границ, помогает ответить на сложные жизненные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что не ненавидеть? Для чего жить, и что такое Я? Какая сила управляет всем?» Это и есть культура жизненного самоопределения, осознание себя целостной личностью.

      Современное общество требует людей, которые обладают высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи. Творческая личность умеет найти себя в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Умение творчески подходить к решению той или иной задачи, проблемы, уверена, закладывается еще в школе. В своей работе стараюсь дать возможность каждому ученику раскрыть свой талант и творческие способности: это и участие в научно-практических конференциях, конкурсах… И, конечно, ученик раскрывается на уроке, чувствует  безграничные возможности для творчества; здесь вершатся новые открытия и рождаются новые идеи. В процессе живого творческого сотрудничества мы вместе с учениками разрешаем образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Свою миссию в этом общении вижу в том, чтобы уметь поддержать творческую инициативу детей, дополнив ее доверием и интересом к ученику…

    …Иногда полноводная река, преодолев все препятствия на своем пути, дает начало жизни новым малым рекам и речонкам…  Каждый год мои выпускники  приходят, чтобы поделиться своими успехами. И пусть пока среди них нет знаменитых  (пока!), но свою задачу как педагога я считаю выполненной. Мне близки слова учительницы Евдокии Савельевны из повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия»: «Мои ученики не стали знаменитыми… Но и злодеев среди них нет. Ни одного… Они не предавали меня и моих надежд. А насчет  дарований… У них есть талант человечности».

123