Мастер класс по теме: "Проблемное обучение"
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения, суть его состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их реализации. Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения: а) развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих способностей; б) усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; в) воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Проблемное обучение представляется как последовательность процедур, включающих:
1) постановку преподавателем проблемной задачи, создание для учащегося проблемной ситуации;
2) осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
3) применение данных способов для решения конкретных задач.
Вариант урока русского языка. 7 класс. Тема «Наречие»
Условиями успешного проблемного обучения можно назвать следующее:
- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость информации, получаемой при решении проблемы;
- необходимость диалогического доброжелательного общения учителя и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Проблемное обучение имеет свои плюсы и минусы:
Плюсы |
Минусы |
1.Самостоятельное добывание учащимися знаний путем собственной творческой деятельности. 2.Высокий интерес учащихся к учебе. 3.Развитие продуктивного мышления 4.Прочные и действенные результаты обучения |
1.Слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. 2.Большие затраты времени на достижение запланированных целей |